Один из самых первых и известный производителей электро- и бас-гитар, калифорнийская компания «Рикенбакер», была основана в 1931 году Адольфом Рикенбакером и Джорджем Бешампом. В том же году начался выпуск первой в мире электрогитары, из-за своего облика получившей прозвище «сковородка». И это отнюдь не удивительно, ведь именно Рикенбакер и Бешамп являются создателями такого неотъемлемого атрибута любой электрогитары или баса, как звукосниматели.
После смерти в 1941 году Джорджа Бешампа компания пребывала в единоличном владении Рикенбакера, пока в пятьдесят третьем не была продана Френсису Кэри Холлу, до того момента бывшего дистрибьютором «Фендера». Естественно, такой поворот событий не нашел понимания у Лео Фендера, что привело к разрыву его отношений с Холлом. Именно после прихода Холла компания получила привычное нашему уху наименование – «Рикенбакер» – вместо первоначального «Рикенбашер».
В настоящее время день компанией руководит Джон Кэри Холл, сын Френсиса Кэри Холла, получивший от отца бразды правления компании в далеком 1984 году и с тех пор бессменно стоящий у руля «Рикенбакера».
Продукция компании пользовалась (и пользуется до сих пор) популярностью многих известных музыкантов. И в первую очередь вспоминаются, конечно же, легендарные The Beatles. Для каждого из участников «Ливерпульской четверки», за исключение барабанщика Ринго Стара, нашлась подходящая по вкусу модель «Рикенбакера»: Джон Леннон выбрал для себя модель 325, Джорджа Харрисона привлекла 425-я, а Полу МакКартни пришлась по душе бас-гитара 4001-й модели. Услышать «Рикенбакер» можно и в произведениях Queen, Metallica, Coldplay и других групп. Звучание «Рикенбакера» необычайно чистое, а по утверждению многих именитых музыкантов – близко к «голосу» акустических гитар.
Наиболее известными моделями компании стали электрогитара 325-й серии, а также 4000-я серия бас-гитар.
Корпус и гриф электрогитары 325 изготавливались из древесины клена. Близкое расположение ладов на грифе вкупе с небольшой мензурой помогали исполнителю быстро изменять позиции и аккорды во время игры. Толстые струны этого инструмента
имели достаточно сильную вибрацию, хорошее натяжение и отдачу. Корпус 325-й не был цельным, как принято в традиционной конструкции электрогитар. Пустоты, прикрытые снизу крышкой, обеспечивали необычайно высокую чистоту и мелодичность звучания, подобного звучанию полуакустических гитар. Инструменту одинаково хорошо были доступны практически все частоты: от нижних до самого «верха».
Не меньшей популярностью среди исполнителей пользовались бас-гитары серии 4000. Отличительной особенностью этих инструментов стала оригинальная конструкция, при которой гриф проходил сквозь весь корпус инструмента – так называемая технология Neck-Through-Body. Созданная немцем Роджером Россмайслем, такая конструкция, при которой корпус инструмента являлся в своем роде «крыльями» грифа, придавала звучанию инструмента схожесть со звучанием рояля. Корпус и гриф моделей 4000-й серии целиком изготавливались из клена. Накладка грифа – палисандровая. Первая модель – собственно 4000-я – имела один звукосниматель. В отличие от нее все начиная с модели 4001, традиционной для «Рикенбакера» стала установка на свои бас-гитары двух датчиков-синглов.
Помимо традиционных четырехструнных инструментов серии компанией были выпущены ограниченные партии басов, имеющих пять или восемь струн. Еще одним оригинальным вариантом модели 4000 стала безладовая бас-гитара. Однако широкого распространения у «Рикенбакера» такая конструкция не получила – безладовые инструменты изготавливались, как правило, на заказ.
Электрогитары и басы производства «Рикенбакер» получили заслуженное признание во всем мире. Великолепное звучание и универсальность инструмента определили выбор многих музыкантов в пользу инструментов компании из солнечной Калифорнии. История фирмы далека от своего завершения!