Группа Deep Purple была одной из ведущих групп 70-х годов, игравших в стиле хэви- метал, чье творчество послужило образцом для множества последователей: от группы Judas Priest до Ингви Мальмстина. Наибольшим авторитетом пользовался гитарист группы Ричи Блэкмор, который был первым из ведущих исполнителей, кто связал утяжеленное звучание гитары с классической техникой и гармонией. Кроме того, он, как и Джими Хендрикс, использовал гитару Fender Stratocaster с усилителями Marshall для получения более выразительного звука (в те времена исполнители хэви-метал предпочитали полнокорпусные гитары со звукоснимателями-хамбакерами, например Les Paul фирмы Gibson).
Наиболее известной композицией группы Deep Purple является Smoke on the Water— хит 1972 года с простейшим риффом и типичными для Блэкмора сольными вставками. К числу лучших композиций Deep Purple также относятся Strange Kind of Woman, Mistreated, Woman from Tokyo и Bum. В них ярко проявляются основные черты исполнительского стиля Блэкмора: быстрые хаммеры, интенсивная работа рычагом и выделение законченных мелодических фраз.
Одним из лучших примеров стиля Блэкмора, ставшего классическим, является звучание гитары в композиции Highway Star из альбома Machine Head. В ней Блэкмор играет шестнадцатыми нотами, расположенными по интервалам, характерным для произведений Баха. В мотиве показана упрощенная музыкальная фраза, звучание которой напоминает музыку эпохи барокко, в полном соответствии с традициями, установленными Блэкмором. Сначала разучите ее в медленном темпе, а затем постепенно доведите темп до нужного.
Музыка. Блэкмор использовал классические мелодии и пассажи и переносил их в рок-композишш в стиле хэви-метал.
Когда отшумели бурные 70-е, оказалось, что хэви-метал из музыки бунтарей превратился в солидный бизнес, в котором вес было формализовано, предсказуемо и просчитываемо. Альбомы по-прежнему продолжали выходить, но теперь они представляли собой результат использования “высоких технологий” звукозаписывающей индустрии.
В каждом альбоме обязательно звучало строго определенное количество “забойных” гитарных соло, звук был заиисан на самом высочайшем уровне, а выход альбома подготавливался закулисными командами менеджеров по маркетингу звукозаписывающих компаний. Когда популярная ipyn- па заканчивала работу над новым долгоиграющим диском, маркетологи выбирали одну или две композиции для “раскрутки” через национальные сети FM-радиостанций.
Кроме того, музыканты также принимали самое активное участие в “раскрутке” готовившегося к изданию альбома — они колесили по стране, выступая на стадионах, открытых площадках и в спортивных сооружениях (нередко даже на не очень хорошо подходящих для концертов хоккейных или баскетбольных аренах). Но формула успеха, выведенная менеджерами, срабатывала: когда группе удавалось создать действительно отличную композицию и подо1реть интерес к ней с помощью великолепной сценической постановки, “еще теплые” диски почитатели тут же сметали с полок. Музыканты, которые еще совсем недавно были никому не известны и едва сводили концы с концами, за считанные месяцы становились миллионерами и, само собой разумеется, рок-звездами.