История создания безладовой бас-гитары доподлинно неизвестна. Наибольшее распространение в среде гитаристов и просто ценителей гитарной музыки получали две версии появления этого оригинального инструмента.
Согласно первой версии честь именоваться создателем безладового баса принадлежит Джако Пасториусу (Джону Фрэнсису Энтони Пасториусу Третьему, если угодно). Якобы в поисках нового оригинального звучания инструмента известный своим неординарным поведением гитарист в один прекрасный день удалил лады на грифе собственной бас-гитары, а образовавшиеся канавки залил эпоксидной смолой, после чего подверг гриф инструмента полировке. Как бы там ни было, несомненный вклад Пасториуса в популяризацию игры на безладовом басу не оценить невозможно.
Другая версия появления безладовой бас-гитары утверждает, что ее создателем был басист «Роллинг Стоунз» Билл Уаймэн. Точно так же, как и Джако Пасториусу, Уаймену приписывают переделку стандартного басового инструмента, от «старости» пришедшего в негодность. Вплоть до 1975 года безладовый бас использовался Уаймэном в записи большинства композиций британского коллектива.
Первая серийная бас-гитара была выпущена компанией Ampeg под названием AUB-I (или же, Aubi). Инструмент сразу же вызвал повышенный интерес многих музыкантов, привлеченных оригинальным внешним видом «американки». Эксперименты с безладовыми инструментами были продолжены и другими производителями. К примеру, тем же «Рикенбакером».
В отличие от традиционной бас-гитары безладовый бас имеет только ему присущие особенности. Видимое даже из названия отсутствие ладов является, без сомнения, самым заметным признаком этого инструмента. Но есть и еще кое-что. Безладовые гитары отличаютс особо мелодичным звучанием, недоступных никакому другому существующему электроинструменту. Кроме того «голос» безладового баса более плавный, без рывков. Вызвано это отсутствием препятствий при скольжении пальцев по грифу.
Игра на безладовом басу требует от гитариста особой тщательности и аккуратности при зажатии струн. Ведь очень легко ошибиться, взяв неправильную ноту, особенно человеку, недавно познакомившимся с этим инструментом. Неслучайно некоторые гитаристы с целью удобства отмечают на грифе лады при помощи маркеров или каким-нибудь другим способом.
Какой из инструментов – стандартный или же безладовый – лучше? Единственно возможным для многих ответом станет именно второй вариант. Неслучайно несмотря на необходимость приложения больших усилий, терпения и упорства, требуемых для освоения безладового баса, возможность сыграть на этом инструменте привлекает все большее число поклонников гитарной музыки.