Мало кто из современных гитаристов может заявить, что он лучший в своем жанре. Однако среди гитаристов, играющих джаз-рок, вне всякого сомнения, лучшими исполнителями являются Джон Маклафлин и Эл Ди Меола. Оба музыканта не только установили новые технические и исполнительские стандарты, которые до них не менялись уже 30 лет, но и создали бесчисленное количество композиций.
Маклафлин начал свой путь к славе, играя с Майлзом Девисом в его альбоме Bitches Brew (1970), это была одна из первых попыток создания электрического фьюжн. В следующем году Маклафлин создал свой знаменитый Mahavishnu Orchestra, оркестр, который во многом обновил звучание фьюжн, придав ему джаз-роковых интонаций за счет пронзительных гитарных соло и тяжелых, агрессивных риффов.
Первые два альбома этого оркестра, Inner Mounting Flame (1072) и Birds of Fire (1973) фактически заложили стандарт для джаз-роковой гитары. В отличие от традиционных джазовых музыкантов, игравших, как правило, на полнокорпусной гитаре. Маклафлин шрал на Gibson Les Paul и на EDS-1275 с двумя грифами (один гриф с обычными 6 струнами, а второй — с 12 струнами).
Он включал их в усилитель Marshal, что придало мягкому звучанию фьюжн резкости, свойственной хард-року. Результат получился революционным, что особенно ярко проявилось в таких шедеврах, как Birds of Fire и Meeting of the Spirits. Но еще больший эффекг произвела его техника. Более чем за 10 лет до того, как кто-то в мире услышал имя Ингви Мальмстина, Маклафлин демонстрировал чудеса техники и скорости исполнения, навсегда изменив привычные представления о том, как нужно играть на современной гитаре.
В 1974 году Маклафлин снова произвел революцию, основав полностью акустический оркестр индийских музыкантов под названием Shakti. Этот проект произвел на мир не меньшее впечатление, чем в свое время Mahavishnu Orchestra. После этого Маклафлин занимается сольной карьерой, работая во всех мыслимых жанрах, от фанка до фламенко. Этот человек никогда не сидит спокойно, и грает так же энергично, как и 30 лет назад.
После 1976 года стиль фьюжн стал стремительно развиваться. И коль речь зашла о скорости, необходимо вспомнить о втором титане этого стиля, появившемся в это время, — об Эл Ди Ме оле. Когда ему едва исполнилось 17 лет, он уже играл в составе известной фьюжн-группы Return to Forever. Затем, распрощавшись с группой.
С 1976 года он начал сольную карьеру. В следующем году он выпустил свой первый альбом Elegant Gypsy. В композиции Mediterranean Sundance Ди Меола сыграл дуэтом с известным исполнителем музыки фламенко Пако де Лусия. Этот акустический дуэт впоследствии вошел в историю музыки.
Но все же большую известность Ди Меола приобрел как солист, играющий на электрогитаре. Ею исполнительскому стилю были присущи как быстрые пассажи Маклафлина, так и высочайшая техника, которую он применял с латиноамериканским темпераментом. Рок-композиция Race with Angel on Spanish Highway — прекрасный пример возможностей Ди Меолы как рок-музыканта.
Рифф, звучащий в этой композиции, можно частично отнести к хард-року, частично к фьюжн и частично к фламенко. Но самое примечательное в том, как чисто и в каком темпе звучит этот рифф — никто другой ничего подобного не сыграл ни до, ни после Ди Меолы. Одно время он считался лучшим гитаристом планеты и сегодня, оглядываясь назад, понятно, почему.