Игра на гитаре перебором – одна из простейших вариаций звукоизвлечения. Правильнее всего его называть арпеджио. Перебор – это поочередная игра каждой струны, порядок которых может быть разным. Существует великое разнообразие переборов, но освоить придётся лишь несколько основных.
Первым делом стоит задуматься о том, что «дергать» струны можно разными способами. Первый – самый распространённый тип звук извлечения для акустической гитары – игра пальцами. Думаем, не стоит объяснять, что это значит.
Проблема такого вида – невозможность такой игры на подгруженной электрогитаре, получится музыкальная «каша». Вторым типом смело называем игру с медиатором (плектром). Для такой игры необходимо владеть переменным штрихом – одной из основных медиаторных техник. Важно так же положения плектра и его угол атаки. Такая методика подойдет более продвинутым гитаристам, в особенности тем, кто играет на электрогитаре.
Третьим китом является игра ногтями. Не лишним будет сказать, что это самый непопулярный тип звукоизвлечения. Популярен он лишь у классических гитаристов и требует небольшой сноровки, а также крепких ногтей. Звук при этом выходит более звонкий. Следует учесть тот факт, что длина ногтей на правой руке должна быть больше чем на левой. В противном случае вы не сможете правильно зажать аккорд.
Первый, который заслуживает внимания – «шестерочка». На гитаре 6 струн, 3 из которых басовые, а 3 теноровые. Нумерация идет от самой высокой струны к более низкой, цифры от 1 до 6. «Шестерочка» играется, таким образом, басовая струна, затем 3,2,1 и 2,3.
Всего шесть нот. Басовая струна в зависимости от аккорда – меняется. Для Am (ля-минор) струна 5. Для Dm (Ре минор) – 4 струна и так далее. Отличной демонстрацией такого типа перебора является интро, композиции группы Metallica – Nothing else matters, где «шестерочкой» играется аккорд Em.
Второй перебор, который советуют освоить, более сложный, но в свою очередь более интересный — «восьмёрочка»: Басовая струна, 3, 2, 3, 1, 3, 2, 3. Принцип выбора басовой ноты, такой же, как и в «шестерочке».
Бывают переборы, которые играют по 2, а то и по 3 струны одновременно. Например, классический вальсовый. Выглядит все это довольно просто: бас – 3+2+1 два раза. Знак плюса обозначает, что струны нужно играть синхронно (одновременно). Освоить игру обеими методиками, и перебором, и боем крайне важно для любого гитариста.