Помимо расцвета прогрессивного рока, 70-е были также годами небывалого роста популярности джаз-роковой гитарной музыки.
В это время возникло сразу несколько направлений джаз-рока: лос-анджелесский джаз-поп группы Steely Dan, синкопированный джаз-рок ветерана джаза Джорджа Бенсона и мягкий инструментальный джаз виртуозного гитариста Пата Метени. Самое удивительное состоит не в том, что все эти направления появились на сцене рок-музыки практически одновременно, а в том, что все они развивались независимо одно от другого.
И когда уже казалось, что джаз скоро вытеснит из рок-музыки собственно рок, появилось молодое дарование Стив Люкатер, который вернул звучание лос-анджелесского джаза в формат арена-рока. В этом разделе мы поговорим о нескольких музыкантах, в творчестве которых ярче всего отразилось соответствующее направление джаз-рока и которые внесли самый заметный вклад в его становление и развитие.
Группу Steely Dan часто называли “думающей рок-группой” за ее сложные аранжировки и интересные, выразительные тексты. Еще одной из ее сильных сторон было то, что для записи многих своих альбомов музыканты нередко приглашали лучших исполнителей Лос- Анджелеса, в частности, с ними записывались Джефф Бакстер, Дэнни Диас, Рик Деррингер и Дин Паркс. Но, пожалуй, самым известным из всех был Лэрри Карлтон, известный также под псевдонимом “Мистер 335”, который он получил за верность своей неразлучной спутнице — полукорпусной гитаре Gibson ES-335.
На протяжении 70-х годов Карлтон оставался студийным музыкантом, сыграв в сотнях классических альбомов, в том числе в альбомах группы Crusaders и гитаристки Джони Митчелл. Именно звучание гитары Карлтона доминирует в классическом джаз-роковом альбоме группы Steely Dan The Royal Scam, который они записали совместно в 1976 году.
И именно благодаря его ярким, живым сольным партиям, прозвучавшим в хите этой группы Kid Charlemagne, стиль фъюжн (fusion) получил путевку в жизнь, а многие гитаристы впервые поняли, что может дать техника тэппинга. Первое соло состоит из однонотных мелодий, украшенных бэндами, и заканчивается нотой, исполняемой с помощью тэппинга.
Вторая же сольная партия в этой композиции представляет собой образец чистой импровизации. Среди других исполнителей, внесших серьезный вклад в формирование катифорнийской школы фьюжн, были студийный музыкант Ли Райтнур и Роббен Форд, в музыкальной карьере которого были совместные выступления с Майлзом Дэвисом и Джорджем Харрисоном, а также с группой Yellowjackets и собственной группой Blue Line.