Появление в начале шестидесятых годов на рынке электрогитар «Гибсон Эс-Джи» связано, в первую очередь, с падением спроса на модельный «Лес Пол». Высокая стоимость «Лес Пола», вызванная использованием дорогостоящих материалов и большими затратами при изготовлении, потребовала от компании создания более дешевого инструмента.
На облик новой гитары большое влияние оказали модели компании «Фендер». Именно «фендеровские» обводы корпуса наследовали «Гибсон» при разработке своего инструмента. Результаты работ оказались более чем положительными. Тонкий однослойный корпус из красного дерева со вторым вырезом над грифом, напоминающий летучую мышь, — привлекал взгляд, одновременно с тем обеспечивал максимально удобный доступ к верхним ладам. Легкий вес инструмента не утомлял исполнителя. Более плоский профиль грифа значительно облегчил скоростную игру. А простота конструкции позволила снизить производственные затраты.
Тем не менее, сам Лес Пол не был доволен собственным детищем. Получивший первоначально название «Лес Пол Эс-Джи», инструмент в скором времени лишился упоминания о своем создателе. Модель стала обозначаться вскоре ставшим привычным буквосочетанием Эс-Джи, характеризующим тип корпуса инструмента («цельнокорпусная гитара»). Злые языки при этом нашептывали, что Лес Пол попросту не захотел делиться доходами от использования своего имени с бывшей женой. Но эти утверждения так и остались на уровне слухов.
Являясь, по сути, бюджетным вариантом «Лес Пола», Эс-Джи перенял почти все характерные черты оригинальной модели:
- гриф из красного дерева с привычными двумя рядами колков на голове, вклеиваемый в корпус инструмента;
- наличие двух хамбакеров, обеспечивших высокое выходное напряжение при меньшем уровне наводок. Упрощенные варианты инструмента оснащались датчиками-синглами Р-90;
- традиционное раздельное регулирование громкости и тембра для каждого из звукоснимателей;
- трехпозиционный переключатель звукоснимателей;
- двухэлементный бридж, объединяющий струнодержатель с регулируемым нижним порожком.
Модели «Гибсон Эс-Джи» было доступно использование систем тремоло, но лишь как дополнительные опции.
Звучание Эс-Джи было более блеклым, чем у «Лес Пола». Но, несмотря на это, в среде исполнителей рок-музыки эта модель пользовалась популярностью.
В целом «Гибсон Эс-Джи» не сумел превзойти своего «старшего собрата». Однако это не помешало данной модели занять достойное место в истории. Второй после «Лес Пола» объем продаж, заслуженное уважение в музыкальной среде, и попытки многих известных производителей скопировать конструкцию, позволили инструменту по праву считаться культовым.